Common logic

Естественные для человека правила мышления наиболее ярко выступают в случаях, когда они не адекватны, т.е. разум вносит ошибки и тем самым себя проявляет.

В отличие от здравого смысла (common sense), являющегося базой фактов о нашем мире, common logic является набором правил мышления.

В разных случаях ошибкой может быть как использование правила, так и его не использование.

Большинство ошибок вызвано влиянием опыта или игнорирования уровня своей осведомленности, заинтересованности, формы подачи информации, желания излишне упростить и упорядочить факты.

List_of_cognitive_biases
Informal_logic

Название

Описание

Bias

Общее название для разных видов смещения смысла и значения.

Ambiguity effect

Игнорирование вариантов, вероятность которых не известна.

Anchoring

Преувеличение ценности информации, связанной с "якорем".Ассоциативная память работает по своим законам, даже если там что-то есть, не факт, что оно в нужное время вспомнится.

Anthropic bias

Изначальная субъективность

Тенденция избирательно воспринимать информацию.

Availability heuristic

Предсказание большей вероятности для выделяющихся или эмоционально значительных событий

Bandwagon effect Коллективное бессознательное.

Принятое в большом коллективе мнение считается правильным. Все ошибаться не могут.

Base rate fallacy

Переоценка представительности выборки

Belief Overkill

Тенденция сводить убеждения и приоритеты так, что они согласованно приводят к одним выводам.

Belief perseverance

Невозможность избавить группу от ошибочных взглядов.

Bias blind spot

Бессознательность

Тенденция считать свое мнение объективным.

Choice-supportive bias

Самооправдание

Тенденция видеть свои действия лучше чем они есть.

Clustering illusion

Искажение пространства вариантов введением невозможных.

Clustering illusion, Pareidolia

Усматривание закономерности не только в случайных совпадениях, и даже при втором взгляде на одну и ту же бессмыслицу.

Cognitive dissonance

Все знает только тот, кто ничего не знает.

Cognitive distortion

Негативные мысли могут вызвать даже больше неприятия чем соответствующие им события.

Confirmation bias

Заинтересованность

Тенденция интерпретировать информацию в своих интересах. Вера в не опровергнутую гипотезу.

Congruence bias

Принятие случайности за общий закон

Тенденция проверять гипотезу только экспериментом.

Conjunction fallacy

Предположение, что в комплексе события друг друга поддерживают, преувеличение вероятности совместных событий. Математически она строго ниже вероятности самого невероятного их них.

Contrast effect

Впечатлительность

Преувеличение значимости последнего события, если оно сильно отличается от предпоследнего

Cultural bias

Разрешение конфликта этики и истины в пользу этики.

cum hoc ergo propter hoc

Одновременно значит совместно.

Déformation professionelle

Субъективность профессии

Тенденция отождествлять суть вещи с ее профессиональным описанием. Игнорирование более широких взглядов. Не знание интерпретаций, принятых у не профессионалов.

Disconfirmation bias

Игнорирование фактов

Тенденция принимать гипотезу за истину если она соответствует имеющимся взглядам. И подвергать сомнению объективные факты, если они противоречат взглядам.  Излишняя придирчивость к утверждениям в области где четких знаний вообще нет.

Egocentric bias

Преувеличение своей роли в событиях.

Endowment effect

Ценность пожертвования

Свои вещи кажутся более ценными, и ожидание, что окружающие ценят их так же. Уже совершенные затраты на освоение не учитываются, и действует неосведомленность с альтернативами.

Expectancy effect, Experimenter's regress

Обнаружение искомых признаков там, где можно найти вообще все что угодно.

False consensus effect

Тенденция предполагать преувеличенную оценку окружающими мнения, которое ценно для меня.

Focusing effect

Ограниченность

Преувеличение роли одного аспекта вещи в ущерб другим. И мнение, что вещь будет использоваться именно в этом значении.

Forer effect (aka Barnum Effect)

Преувеличение индивидуальности. Сложные характеристики тоже могут быть общими у всех. Знаки зодиака.

Framing (communication theory)

Влияние формы представления информации на ее интерпретацию.

Fundamental attribution error

Отнесение причин действий человека к его личным особенностям и мотивам, а не объективным обстоятельствам.

Gambler's fallacy

Предположение, что одни случайные события вызываются другими случайными. Что монетка имеет память.

Group attribution error

Отнесение действий более знакомых людей к объективным причинам и недооценка объективности причин действий менее знакомых людей.

Group-, self-serving bias

Переоценка своих успехов и недооценка своих неудач. Недооценка чужих успехов и переоценка чужих неудач.

Halo effect, Guilt by association, Honor by association

Тенденция переносить личные качества людей на предоставляемую ими информацию и неодушевленные вещи.

Hindsight bias

Предположение, что фактически произошедшие события не были случайными.

Bias blind spot

"я так и знал"

Hostile media effect

Недооценка объективности небольшой группы людей.

Hyperbolic discounting

Гипер-предпочтения

Преувеличение ценности ближайших выгод над будущими. Тем сильнее, чем ближе обе выгоды.

Illusion of asymmetric insight

Люди считают, что лучше знают окружающих, чем окружающие знают их.

Illusion of control

Иллюзия контроля

Необоснованное мнение, что человек может контролировать или влиять на вещи. Что при сильном броске кости дадут больший результат.

Illusion of transparency

Преувеличение своего знания окружающих, и знание себя окружающими.

Impact bias

Тенденция преувеличивать продолжительность и интенсивность влияния ожиданий.

Information bias

Тенденция искать информацию даже когда она ни на что не повлияет. Например, причину среди взаимообусловленных вещей.

Ingroup bias

Отнесение объектов к группе по несущественным признакам. Гороскопы.

Just-world phenomenon

Предположение объективности вещей которые реально имеют место. Тогда как они могут быть созданы искусственно. Любая возможная вина ассоциируется только со своими действиями.

Just-world phenomenon

Предположение что справедливость это закон самой природы, люди получают, что заслуживают, без дополнительных усилий.

Kuleshov experiment

Случайные совпадения принимаются за зависимость, тогда как вещи не взаимодействуют.

Lake Wobegon effect

Средние люди оценивают себя "выше среднего".

Loss aversion

Страх

Избегать потерь важнее, чем получать выгоду.

Memory bias

Память всегда субъективна, отражает только некоторую область событий и контексте некоторых интересов. Если было бы возможно все, то не было смысла что-то запоминать.

Mere exposure effect

Предпочтение отдается знакомым вещам. Реклама повышает ценность вещи.

Misinformation effect

Детали вопроса влияют на картину воспоминаний отвечающего.

Negative perception of the color black

Команде в черной форме чаше назначают пенальти. Факт.

Neglect of Probability

Игнорирование вероятности

Полное игнорирование вероятности маловероятного события.

Notational bias

Формулировка темы исследования влияет на результаты. Культура изложения информации может ссылаться на несуществующие "законы природы" и создавать в дальнейшем проблемы.

Observer-expectancy effect

Эксперимент модифицируется под получение результата в рамках имеющихся гипотез. Эксперимент сам по себе не может предложить совершенно новую гипотезу.

Omission bias

При одинаково негативных результатах, вызывающие их действия это худший поступок, чем бездействие.

Outcome bias

Качество решения оценивается по его последствиям, а не по обстоятельствам, в которых оно принято.

Outgroup homogeneity bias

Переоценка разнообразия. Члены своей группы кажутся более разнообразными, чем чужой. Если человек глубоко разбирается в некоторых вещах, он считает их очень разными.

Pathetic fallacy

Использование человеческих черт и мотивов для описания неодушевленных вещей и процессов. Например "природа не терпит пустоты"

Peak-end rule

Последнее впечатление более значимо.

Planning fallacy

Недооценка сроков завершения задания. Планы, построенные на одной логике, обязательно будут сорваны, т.к. учесть логикой всего нельзя.

Positive outcome bias

Преувеличение доли положительных результатов.

Post hoc ergo propter hoc

Позже значит в следствии.

Post-purchase rationalization

Для оправдания уже совершенного действия находятся рациональные объяснения.

Prejudice

Предубеждение в общем виде.

Primacy effect

Первое впечатление более устойчиво. Преувеличение веса начальных событий по отношению к последующим.

Projection bias

Тенденция считать, что окружающие придерживаются тех же убеждений, приоритетов и установок.

Pseudocertainty effect

Псевдоопределенность

При положительном прогнозе тенденция избегать риска. И искать рискованные решения чтобы избежать негативных событий.

Regression fallacy

Необычные вещи объясняют еще более необычными теориями.

Rosy retrospection

По истечении времени события выглядят более благоприятными чем когда они происходят.

Selection bias

В теориях объясняется только то, чему уже было или нашлось объяснение.

Selective perception

Влияние ожиданий на восприятие. Например, игнорирование мелочей, тогда как важное так и не случится. Непонятные вещи просто не видны и не запоминаются.

Self-deception

Люди вынуждены и склонны прощать себе свою ограниченность.

Self-fulfilling prophecy

Самореализующиеся пророчества

Тенденция действовать так, чтобы результаты подтверждали имеющиеся убеждения.

Self-serving bias

Тенденция приписывать себе большую роль в успехе чем неудаче.

Status quo bias

Вещи не меняются. Обществу лучше иметь одно ошибочное мнение, чем постоянно выяснять отношения.

Subadditivity effect

Вероятность целого меньше, чем вероятность части.

Sunk cost

Если информация получена высокой ценой, она кажется более значимой.

Systemic bias

Развитие останавливается при достижении цели. Лучшее враг хорошего.

Testing effect

Вопросы только укрепляют уверенность.

Trait ascription bias

Прописывание признаков

Тенденция считать себя гибким, а окружающих предсказуемыми.

Valence effect, Wishful thinking

Для большинства людей благоприятные события более вероятны.

Von Restorff effect

Исключения привлекают больше внимания и лучше запоминаются.

Worse-than-average effect

Некоторым нравится думать, что они неудачники. Преувеличение всего своего и неудач тоже.

Zero-risk bias

При учете большого риска мелкие игнорируются.


Hosted by uCoz